Что нужно делать родителям, чтобы защитить своего ребенка?

«Дети великие молчуны. И не потому, что им нечего рассказать. Потому, что некому» Ребенок откровенен с родителями, когда уверен, что даже если они не согласны с ним, они его любят и понимают. Поэтому любящие родители поощряют рассказы и размышления ребенка о любых его чувствах и переживаниях. Тем самым они прививают ребенку уважение к его внутреннему миру и внутреннему миру других людей. Родители, рассказывая ребенку сказки и истории, в которых герои имеют возможность побеждать, учат побеждать и своего ребенока. Ежедневно общаясь с ребенком, родители могут обсуждать с ним события дня, отношения с окружающими, помогая ребенку осознавать его чувства.
Любящие родители часто обнимают своего ребенка, так как знают, что это помогает ребенку чувствовать себя в безопасности.
Наталья Гилёва, психолог
 
Рекомендации родителям по воспитанию ребенка без физического наказания, по защите детей от жестокого обращения.
Воспитывая детей, нужно помнить, что они нуждаются не в физическом наказании, а в поддержке и наставлении со стороны родителей. Родители,  использующие часто физические наказания, добиваются только видимости послушания со стороны детей. В отсутствии родителей, дети поступают так, как им хочется, а не так, как от них требуется.
     1. Вы можете изменить ситуацию так, чтобы ребенку незачем было вести себя неправильно.
Пример:  ребенок постоянно обращается с требованиями, просьбами, не дает родителям поговорить друг с другом.
Предложение: не дожидайтесь, пока ребенок станет демонстрировать потребность в вашем внимании с помощью капризов. Придя с работы, сразу уделите внимание ребенку, хотя бы 15 минут, поиграйте, поговорите с ним. Используйте любую возможность, чтобы выразить свои теплые чувства ребенку (чаще улыбайтесь, проходя мимо, просто погладьте его по руке).
     2. Не предъявляйте к ребенку требований, которые не соответствуют его возрасту и возможностям.
Пример: отец шлепает свою двухлетнюю дочь, чтобы научить ее не выбегать на оживленную улицу.
Предложение: присматривайте за малышом в опасных ситуациях, пока он не достигнет возраста 6-7 лет, когда сам сможет оценить степень опасности.
     3.  Если ребенок обманывает, разберитесь в причинах лжи ребенка.
Важно понять, что ребенок не родился лгуном, у него должна быть причина для этого: желание избежать наказания, страх перед отвержением). Убедите ребенка, «что лучше горькая правда, чем сладкая ложь»
     4. Учитесь владеть своими чувствами.
Старайтесь  сдерживать свои эмоции и физическую силу. Используйте те приемы релаксации, которые вы знаете: глубокий вдох, счет до 10, расслабление мышц.
     5. Если ребенка часто наказывать, то он может привыкнуть реагировать только на физическое наказание.
      Кроме физического наказания существуют другие меры дисциплинарного воздействия, которые вы еще возможно не использовали:
1. Не действуйте сгоряча. Остановитесь и проанализируйте, отчего ваш ребенок ведет себя так, как вам не хочется?
2. Подумайте, не требуете ли вы от него слишком многого?
3. Возможно, поступок ребенка, за который вы его наказываете, - это сигнал тревоги, говорящий, что ребенок попал в трудную ситуацию?
4. Вы можете помочь своему ребенку, поддержать его, не прибегая к физическому наказанию.
 
Как установить контакт с ребенком, чтобы предотвратить жестокое обращение с ним?
 Необходимо помнить, что лучше предотвратить, чем потом исправлять. Родители смогут сделать многое для того, чтобы насторожить детей, предупредить их об опасности жестокого обращения с ними и научить избегать его.
  Для этого необходимо, чтобы между вами и детьми существовали доверительные, открытые отношения. В их установлении большую роль сыграют ваши разговоры  о ваших личных проблемах. Разговор с ребенком о жестоком обращении особенно о сексуальном насилии может быть трудным и потребует времени. Но если это защитит вашего ребенка, дело этого стоит. Что именно вы скажете ребенку, зависит от его возраста, но даже самые маленькие смогут понять такие правила, как «не разговаривай с незнакомыми людьми», «не уходи с незнакомыми людьми», «не соглашайся делать то, что тебе неприятно». Убедите ребенка, что его тело принадлежит только ему и он вправе сказать «нет» любому, кто хочет до него дотронуться. Объясните ребенку, что взрослые могут угрожать ему или его родителям, чтобы заставить его соблюсти тайну. Ваш ребенок должен понять, что есть «нехорошие» тайны, которые нельзя соблюдать.
 Вы можете составить свод правил, которые могут защитить ребенка.
Например:
1. Вы всегда будете верить и помогать ребенку. Он не должен сомневаться в том, что вам можно сказать все.
2. Если детей не сопровождает взрослый, лучше, если они везде, где возможно будут ходить парами или группами. Детям следует идти домой всегда одной и той же дорогой.
3.  Нельзя разрешать маленькому ребенку находиться в общественных местах  одному (например, в туалете)
4.  Необходимо удостовериться в том, что няне или другому воспитателю можно доверять.
5.  Если ребенку что-то угрожает, он вправе делать все, что угодно: убежать, визжать, кричать, лягаться, драться кулаками, лгать. Важна лишь безопасность ребенка.
6.  Ребенок сам решает, кому он позволяет себя целовать и обнимать. Нельзя заставлять ребенка делать это против его воли, особенно, если он чувствует, что это неправильно.
7.   Добейтесь того, чтобы ребенок твердо знал: если кто-то предлагает ему что-то неприятное, показывает порнографические картинки, фотографирует его обнаженным или делает подарки - об этом надо обязательно рассказать родителям. Убедите ребенка в том, что его не будут обвинять или ругать, что бы не делал с ним взрослый.
8.  Дети должны точно сообщать вам, с кем они уходят, куда идут и когда вернутся.
 
Как предотвратить насилие над ребенком в детском саду, в школе или в детском лагере?
1. Отдавая ребенка в какое-либо детское учреждение, убедитесь, что оно имеет хорошую репутацию, и каковы его традиции. Выясните, не было ли инцидентов в прошлом.
2. Узнайте как можно больше об учителях и воспитателях. Поговорите с родителями детей, посещавших это заведение. Узнайте, как в этом учреждении принимают учителей или воспитателей на работу, интересуются ли их прежней работой и рекомендациями.
3. Узнайте, допускаются ли родители к участию в делах детского учреждения, приветствуют ли это сотрудники. Открытость - важный признак. Убедитесь, что вы в любое время сможете увидеть своего ребенка.
4. Вы должны знать о любой отлучке детей. Никогда не давайте воспитателю права уводить ребенка на какие-нибудь мероприятия без вашего ведома.
5. Запретите давать о вашем ребенке любые сведения кому-либо без вашего разрешения.
6. Убедитесь, что в школе или в детском саду каждый день точно знают, кто будет забирать ребенка домой.
7.  Если вы предполагаете, что в школе или в детском саду с ребенком жестоко обращаются, не обращайтесь туда с жалобами, а сообщите о своих подозрениях в милицию или социальные службы.
8.  Поговорите с родителями других детей, чтобы выяснить, не замечали ли они что-либо необычное в поведении или здоровье своих детей.
9.  Помните, что важно предпринять все возможное, чтобы защитить детей.
 
КАК ПРАВИЛЬНО РАЗГОВАРИВАТЬ С РЕБЁНКОМ
        Многих проблем в общении с ребёнком можно избежать, если попробовать перестать постоянно, задавать ему вопросы. Например: «Как дела?», «Как сегодня было в школе?», «Что ты сейчас делаешь?», «Почему ты взяла мою косметику?», «Почему ты говоришь неправду?» и т. п., то есть постоянно концентрировать на ребёнке отрицательное внимание. Попробуйте не задавать ему каких бы то ни было вопросов, по крайней мере, в течение одной недели.
Если вам нужно обсудить с ребёнком какую-либо не слишком приятную ситуацию (например, прогулы уроков в школе), следует действовать поэтапно:
1. Чётко сформулируйте в одном предложении, что вы хотите сказать. Если вы узнали о произошедшем не от самого ребёнка, то объясните, как вам это стало известно.
• Сегодня звонили из школы и сказали, что ты там не был уже 10 дней.
2. Скажите, что вы чувствуете по поводу этой ситуации, используя при этом «Я – высказывание»:
• Я обеспокоен(а), слыша это.
• Я огорчен(а) этим.
• Я удивлен(а).
3. Укажите на возможные последствия такого поведения. При этом можно что-то преувеличить, но здесь важно, чтобы ребёнок понимал: это результат вашего размышления. Тогда это не травмирует ребенка и не спровоцирует его на то, чтобы осуществить ваши фантазии на деле.
• Я представляю, как ты бросишь школу, будешь шататься по улицам, не сможешь найти работу и т.п.
• Я хочу, чтобы ты закончил среднюю школу, но я знаю, что не могу постоянно контролировать тебя и заставить сделать это.
4. Напомните ребёнку, что вы смогли бы помочь в том случае, если он сам захочет этого. Здесь важно, чтобы ребёнок понял: вы предлагаете ему поддержку, а не пытаетесь завладеть всей ситуацией.
5. Выскажете уверенность в том, что ваш ребёнок может принять и примет верные решения, относящиеся к его жизни и найдёт способы, как их осуществить.
• Я знаю, что ты примешь для себя верное решение, каким бы оно ни было.
 
 ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ
          Самые распространённые «вредные привычки» – когда ребёнок грызёт ногти, или постоянно теребит свои волосы, вырывает их. Или грызёт ручки, карандаши… Можно встретиться и с более экзотическими привычками – некоторые дети кусают щёки изнутри, грызут костяшки пальцев… Вполне естественный вопрос родителей в таких случаях – можно ли научить ребёнка контролировать свои действия?
- Важно успокоить ребёнка и сказать, что вы вместе сможете преодолеть трудности. С родителями он должен расслабляться, а не испытывать такое же напряжение, как в школе.
- Покажите ребёнку его успехи, поддерживайте, подбадривайте, хвалите его. Ваша задача – добиться уверенности ребёнка в своих силах.
- Обычно дети грызут ногти, когда чем-то возбуждены или скучают. Нередко это свойственно детям застенчивым, неуверенным. Кажется, ребёнок даже не замечает, что делает это. Взрослые же думают, что дети поступают им назло, и усиливают контроль. Больший эффект даёт уменьшение чрезмерных родительских требований, отказ от понуканий и непоследовательного отношения к детям.
- Что очень важно – родители не должны требовать от ребёнка «немедленно прекратить». Этим можно спровоцировать нервный срыв, вызвать появление тиков.
- Оставленные в покое, дети, как правило, «перерастают» такие привычки. Как только девочка достигнет возраста, когда возникает желание иметь красивые руки, она сама оставит свои ногти в покое. Что касается мальчиков, они перестают грызть ногти к 12, а самое позднее – к 14 годам.
- Если, несмотря на вашу поддержку,  поведение ребёнка не меняется, следует обратиться к детскому невропатологу.
 
РЕБЁНОК И КОМПЬЮТЕР
       Нравится нам это или нет, но компьютеры прочно вошли в жизнь наших детей. Даже если по какой-то причине вы не планируете в ближайшее время покупку компьютера, ваш ребёнок может «столкнуться» с ним в школьном классе или дома у приятеля. Часть родителей не возражает против компьютерных игр и даже поощряет подобные увлечения своих детей. Часть активно отвергает такую форму времяпрепровождения для своего ребёнка. Немалая же часть пап и мам, не запрещая прямо компьютерные забавы, испытывает при этом внутреннее сопротивление и безотчётную тревогу.
Попробуем без предубеждения разобраться в аргументах «за» и «против»:
                                   
         «ПРОТИВ»                                                           
       Считается, что активное увлечение компьютерными играми и пребывание в виртуальной реальности препятствует интеллектуальному и нравственному развитию ребёнка. Он становится пассивным потребителем информации, не способным к творческому поиску. За него «думает» и «чувствует» компьютер.
• «Благодаря» компьютерным забавам у ребёнка вырабатывается упрощённая картина мира, он не ощущает свою связь с миром живой природы, становится жёстким, агрессивным, неспособным понять другого человека, постоянный уход от реальности делает его беспомощным в реальных жизненных ситуациях.
• Компьютер крадёт у ребенка время, которое он мог бы посвятить общению с друзьями, а некоторым детям полностью заменяет общение со сверстниками.
         «ЗА»
• Компьютерные игры удовлетворяют естественную потребность ребёнка в игре. Играя, ребёнок учится следовать определённым правилам, планировать свои действия, доводить начатое дело до конца, добиваться улучшения своих результатов.
• Умело подобранные взрослыми игры помогают ребёнку развить активное целенаправленное внимание, память, логическое мышление, настойчивость, волю, терпение и повысить свою самооценку.
• Различные виды игр помогают ребёнку снять нервно-психическое напряжение.
• Для многих детей увлечение компьютером вовсе не означает ограничение круга общения со сверстниками. Наоборот, некоторым из застенчивых и не слишком коммуникабельных он помогает найти друзей со сходными интересами.
Яндекс.Метрика