«Открытый мир»

Так выглядит счастье, несчастье выглядит не так 

16 мая юные журналисты кружка «Открытый мир» поздравили с 95-летием удивительную женщину – Валентину Степановну Попову. Встреча стала отличным поводом для общения и юбилярша поделилась историей своей жизни. 

Жизнь свою Валентина Степановна посвятила работе в медицине: в ж/д больнице работала операционной сестрой хирургического отделения и лаборантом, 17 лет проработала в судебно-медицинской экспертизе. Трудовая книжка начата с записи «медсестра», этой же записью и закончена. Несколько месяцев она даже работала в блокадном Ленинграде. 

Когда прорвалась блокада Ленинграда попросили прислать медсестер. Так Валентина Степановна с подругой в 1943 году поехала в Ленинград и пробыла там с 10 апреля по 25 июня. На тот момент молодой девушке было 18 лет и звали ее не «Валентина Степановна», а «Валя» или «Валечка». 

«Три месяца в блокадном Ленинграде с одной стороны – небольшой срок, но и за это время можно много чего увидеть» - говорит Валентина Степановна. Работала она в детской инфекционной больнице. Но «детской» больница была только на словах – большинство пациентов были взрослые, многие из которых, от пережитого в блокадное время голода, были отечные. В то время, когда Валентина Степановна была там, больным разрешалось давать белый хлеб со сливочным маслом. Многие из них были настолько исхудавшими, что напоминали кости обтянутые кожей. 

При рассказе о войне у Валентины Степановны то и дело наворачиваются слёзы, срывается голос. Война не имеет срока давности и вспоминать о тех днях ей все так же тяжело. 

После прорыва блокады в городе было спокойней, но всё равно налеты и бомбёжки не прекращались. «В который раз утром придешь на работу, говорят в дом попала бомба, погибли люди. – вспоминает Валентина Степановна. – Один мужчина пришел на побывку домой и бомба попала в их жилище. Воевал был цел, а пришел домой на день - погиб. Всякие случаи были». 

Вспоминается, например, случай как на кораблях перевозили детей по Ладожскому озеру. Старались ведь детей спасти, отправить подальше от очагов боевых действий. Корабли с детьми немцы бомбили. Много ребятишек погибло. 

«Посмотришь который раз стоит солдат с котелком и девушка рядом с ним из котелка кашу ест. Это всё я видела своими глазами». – рассказывает Валентина Степановна. Вспоминает старшую медсестру больницы - Магдалину Доминиковну. На нервной почве женщина чесалась без всякого стеснения, потому что невозможно было терпеть. «Нервы у всех были на пределе. – вспоминает Валентина Степановна. - Почти каждый день умирали люди. Мёртвых было столько, что их не успевали 

хоронить. Рядом с поликлиникой был дровяник, вот в этом дровянике лежали трупы – по возможности их хоронили. Такое было время». 

Валентина Степановна рассказывает, что работал даже театр. Надо отдать должное артистам того времени – театр не прекращал свою деятельность даже в тяжелое блокадное время. Артисты продолжали поддерживать дух народа, не смотря ни на что. Сама Валентина Степановна вспоминает, как ходила на спектакль «Слуга двух господ». Помнит, как сидела в театре и слышала гром от разрывающихся бомб. «Смелые тогда артисты работали» - замечает Валентина Степановна. 

По истечению срока командировки она вновь вернулась в Красноуфимск, на свое прежнее рабочее место - в больницу. Больше на фронте Валентина Степановна не была, только в этой ленинградской поликлинике. 

- Когда закончилась война, что Вы чувствовали? 

- Такое чувство было - даже не верилось. Тихо стало. Начали возвращаться в свои дома солдаты. Матери и девушки все плачут – радуются, оттого, что солдаты вернулись домой. Но не все, конечно, вернулись. Мой кавалер, Аркадий Берсенев, погиб на Ленинградском фронте. 

Со своим мужем Валентина Степановна встретилась после войны. Михаил Попов на фронте был моряком. У супругов Поповых родилась дочь - Людмила. После 10 лет совместной жизни их брак распался. Больше Валентина Степановна не вышла замуж. 

Такая жизнь была 

Валентина Степановна родилась в д. Погорелово, которая находится в 13 км от с. Криулино. Ходила в Погорелоскую школу. Немного погодя их семья переехала в Криулино, а затем в Красноуфимск. 

До сих пор не забывается один случай из детства в Погорелово. Валентине Степановне тогда было 6 лет, а ее сестре Ольге 4 года. Валентина нашла папину рубаху с худыми локтями и из этой рубахи сшила два платья: себе и сестре. Сшили, да пошли хвастаться работой к маме. Мама их на тот момент работала поваром в детском саду. Она потом рассказывала: смотрю, говорит, в окно - вроде девки мои идут, а платья на них незнакомые. 

Рассказали они, что два платьишка сшили из худой папиной рубахи. Мама слушает их, да не ругает. А женщина, что с ней работала сказала: «Я бы сейчас ее надрала как следует, за то что рубаху изрезала!». 

- Да ты что! – заступилась за дочь мама Валентины Степановны - Девка из одной рубахи два платья сшила, разве я ее ругать стану? Нет. 

- Защитила меня тогда мама. - Рассказывает сегодня повзрослевшая дочь - До сих пор помню этот случай. У нас такие хорошие родители были - лучшие во всем Погорелово. – Говорит сегодня Валентина Степановна - даже тогда казалось, что наша семья самая лучшая была. Папа не пил, не курил. Говорили родители тихо, никогда ни на кого голоса не повышали. Нас, детей, не били никогда, но держали строго. Мне кажется сейчас таких родителей нет. Папа работал заготовителем: заготавливал пушнину, заячьи шкурки. А я приду к нему в магазин попрошу оборвать заячьи хвостики. Из этих хвостиков пух выбирала, пряжу пряла и вязала какие-нибудь вещи. Всегда старалась себя работой занять. 

В Криулино у Валентины Степановны прошла молодость, которую сейчас она часто вспоминает. Жили тогда все дружно. День проходил в трудах по дому или в школе. Любимыми школьными предметами у маленькой Вали были литература и география, потому что учителя нравились. «Такие это приятные женщины были. – говорит Валентина Степановна - С каким бы вопросом к ним не подошла, всегда ласково, по-доброму отвечали». 

Вечером гуляли. Валентина Степановна вспоминает, что был у них мальчишка - единственный на всё село, который играл на балалайке - Петя Кузнецов. «Да так красиво, так хорошо играл. – рассказывает женщина - Увидим, что Петя с балалайкой идет, все бежим гулять, когда и песни попоем. Начнешь вспоминать – такие мальчишки у нас хорошие были, даже в мыслях у них не было что-то плохое сделать. Во время войны много криулинских мальчиков на войне погибло – тех, с кем в детстве вместе время проводили. Жаль, конечно, всех наших мальчишек. Что сделаешь, такая жизнь была». 

На войне погибло и много подружек Валентины Степановны, тех, с кем вместе учились на медсестер. Многие из них добровольцами ушли на фронт. Одна подруга на мину наползла, погибла. 

- Маруся Пяткова такая девочка красавица была, модница, всегда за нарядами и прической следила. Училась в школе на станции (сегодня это школа №2) не вернулась с войны, погибла. Валя Луткова погибла. Многие девочки погибли, а я вот до сих пор живу. Такая у меня судьба. 

- За них за всех живешь – тихо говорит сестра. 

Сегодня дни Валентины Степановны проходят однообразно. Вот уже три года она не выходит на улицу. Раньше выходила к подъезду посидеть на лавочке со своей подругой, но на сегодняшний день никого из подруг не осталось в живых. Одной сидеть некомфортно. Да и в силу возраста тяжело стало на четвертый этаж подниматься. Сейчас Валентина Степановна на балкон выйдет, окно откроет и ей хорошо. Дочь, Людмила Михайловна, приходит попроведовать. Внучка, с которой сегодня живет Валентина Степановна, работает в рентгеновском кабинете. Что примечательно: все родственники, включая внучек, правнучек и даже племянниц ушли в медицину. Валентина Степановна стала первооткрывателем на этом пути. Видимо ее любовь к профессии передалась и им. Правда дочь выбрала совсем другой путь - работу в полиции. 

Племянница рассказывает, что Валентина Степановна была медсестрой от Бога. Уколы делала так, что люди даже не замечали – рука лёгкая. 
- Столько лет прошло, а кажется, что жизнь быстро пролетела. Вроде и не была я молода. Может оттого что всё время в труде была. Всё была занята – не заметила, как 95 лет прошло. – говорит Валентина Степановна. 

Для Валентины Степановны счастье в труде. Пока глаза видели – трудилась. С молодости в любую свободную минутку женщина не сидела без дела: сточила и вышивала. Трудилась в саду. «А сейчас слепая сижу» - говорит она. При операции на глазах Валентине Степановне задели зрительный нерв – один глаз теперь ничего не видит, а другой совсем чуть-чуть. Глаза бы видели, повеселее бы было, вязала бы что-нибудь. Без дела тяжело. 

Юнкорам Валентина Степановна пожелала здоровья и хорошей учебы. Они в свою очередь пожелали женщине здоровья и пообещались, что на 100-летний юбилей вновь придут поздравить женщину. 

…Уходя, я думала о том, что в старости отчетливо видно какой по своей природе человек и как прошла его жизнь. Внешний вид Валентины Степановны, обстановка и люди, которые ее окружали, говорили о том, что мы пообщались с очень хорошим человеком. С человеком, чья жизнь прошла непросто, но в труде и честности. В звуке голоса и в выражении лица сквозила доброта и понимание. Рядом были любящая дочь и родственники, приехавшие издалека поздравить её с юбилеем. Детьми она не оставлена, родственниками не брошена, ухоженная. Старость Валентины Степановны проходит тихо и спокойно, еще глаза бы видели. И всё же, думается мне, что именно так и выглядит счастье, несчастье выглядит не так. 

Анастасия Чернова 
Яндекс.Метрика